Фуко М. Герменевтика субъекта. Пер. с фр. - СПб.: Наука, 2007. - 677 с.
М. Фуко начинает свои лекции с тезиса о том, что западная философия, основным предметом которой является определение истины, основывается на базовом принципе "познай самого себя" как отправной точки философствования.
М. Фуко ставит задачу исследования взаимосвязи субъекта и истины. При этом пишет, что "познай самого себя" было "формой, в которой изначально поставлен вопрос об отношениях между субъектом и истиной" (С. 15).
Однако, это отношение, по М. Фуко, изначально разворачивалось в западной культуре от принципа заботы о себе (занятие собой, попечение о себе самом).
"Забота о себе - это что-то вроде жала, которое должно войти в человеческое тело, все время напоминать о себе, зудить, не давать покоя" - пишет М. Фуко, говоря о постановке проблемы заботы о себе Сократом (С. 20).
В античности, пишет М. Фуко, "принцип заботы о себе стал общим условием любого разумного поведения, всякой формы деятельности" (С . 21)
М. Фуко видит причины ухода от принципа "заботы о себе" в христианстве, а в затем в картезианстве (философии Декарта). картезианский момент придал значимости принципу "познай себе" (С. 26). Это "стоило очевидности собственного существования субъекта сделаться условием доступа к бытию..., сознание самого себя ... превращало "познай самого себя" в главное условие доступности истины" (С. 27). "С тех пор необходимость иметь доступ к истине не ставит под вопрос бытие субъекта (С. 31). "Истина, как она есть сама по себе, больше не спасает субъекта" (С. 32)
И здесь М. Фуко ставит вопрос: "что дает субъекту доступ к истине"? (С. 27). И выдвигает гипотезу своего исследования: "Истина никогда не дается субъекту просто так... Нужно, чтобы субъект менялся, преобразовывался..., становился отличным от самого себя, дабы получить право на доступ к истине.Истина дается субъекту только ценой ведения в игру самого существования субъекта... Не может быть истины без обращения или преобразования субъекта" (С. 28)
С самого начала чтения лекций по словам, обращенным к слушателям, ощущаешь момент присутствия и получаешь огромное наслаждение о встрече с культурой мышления, культурой философствования, а затем и с культурой исследования.
Я думаю, что постановка вопроса о том, каким образом субъекту дается истина, и что истина означает для существования возникновения (даже "разворачивания", простите за русский язык) субъекта позволяет выйти на продуктивные направления развития философии. На смену тематики кризиса науки и культуры, духовного апокалипсиса, гуманитарной катастрофы, смерти субъекта, М. Фуко выдвигает новые возможности западной культуры и науки через продуктивную проблематизацию субъекта, результатом которой становится возможность созидания субъекта, для которого истина становится не столько результатом метода познания, сколько результатом метода изменения самого себя.
В этом смысле, М. Фуко окончательно разрушает парадигму связки "субъект - объект", без которой современная наука не мыслит само существование субъекта. В этом смысле здесь субъект умер. М. Фуко возвращает к субъекту, как таковому, как деятелю. В этом смысле, здесь не субъект познания, а субъект деятельности (заботы). И вот здесь для меня важно понять, как связаны принцип "забота о себе" и принцип деятельности?
Важно отметить, что тематика существования (проявления) субъекта перекликается с размышлениями М. Мамардашвили в Кантианских вариациях. В этой связи, можно предположить, что это направления движения современной практики философии.