воскресенье, 29 июля 2012 г.

 "Что это за такое, этот субъект, что это за точка, к которой должно обращаться мышление, деятельность рефлексивная и рефлексируемая, поворачивающая человека к самому себе?" (С. 54)

М. Фуко, формулирует собственное понимание субъекта, как точки, в которой человек через деятельность и рефлексию обращается самому себе. Очень важно, что субъект не отождествляется с человеком, или его позиции по отношению к другим внешним позициям (например, субъект чего-то, какой-то деятельности). Эта точка, которую занимает человек, чтобы развернуться к самому себе, остановить деятельность и посмотреть на себя.  Но этот разворот возможен, только в деятельности, и только через рефлексию деятельности. Особо важным это представляется в дискуссиях о субъекте деятельности, о  том, как он появляется. Образование (появление) субъекта в традиции деятельностного подхода происходит относительно объекта.   Механизмом образования становится построение объекта (в определенной онтологии) или его нового состояния и представление о цели по отношению к данному объекту. В целом, это продолжение гегельянской линии, в которой субъект и объект, субъект и цель взаимосвязаны. Однако не раз поднимался вопрос о том, а что до построения объекта происходит? Почему выбор падает на этот объект, почему на этих онтологических основаниях он строится, почему именно эта цель? Есть ли та точка, в которой определяется построение объекта и цели. М. Фуко поворачивает проблематику субъекта в отношении того, что важно, при этом строить и самого себя, и в этом смысле заботится о себе. Идея Индивидуальной образовательной программы (ИОП), протяженной относительно жизненной траектории, может представляться как такая организованность заботы о себе. Профессиональное развитие (проблема моих изысканий) является важной составляющей ИОП. А Управление профессиональным развитием возможно только тогда, когда проявляется позиция субъекта в понимании М. Фуко, когда появляется такая организованность как ИОП.

Комментариев нет:

Отправить комментарий